Рисунок 1
Рабочее место оператора АГНКС

 

 

Рисунок 2
Подготовка МСТ-БКУ-АГНКС-100/30-250-2 У1 для проведения испытаний на заводе-изготовителе

 

 

Рисунок 3
Пост заправочный

 

 

Рисунок 4
Модуль компрессорный заправочный двухкаскадный на площадке РЭП г. Цхинвал

 

 

Рисунок 5
Модуль МСТ-БКУ-АГНКС-50 У1 (Пункт выпуска и аккумулирования газа ПВиАГ)

 

 

Рисунок 6
Выпуск газа и дегазация транспорта перед ремонтом газобаллонной аппаратуры Краснотурьинская автоколонна Югорского УТТиСТ

 

 

Рисунок 7
Компрессор МСТ-БКУ-2ГУ2,0-0,05/20/200-250 на испытательном стенде завода изготовителя

 

 

Рисунок 8
Монтаж МСТ-БКУ-АГНКС-50ВП-2 У1 на КС «Волховской» Ленинградская область

Рост цен на жидкое моторное топливо вызвал повышенный интерес к альтернативным его видам, в частности и к компримированному природному газу (КПГ). Однако, недостаточное развитие сети АГНКС значительно сдерживает перевод транспорта на этот вид топлива. Учитывая, что использование КПГ имеет целый ряд преимуществ, в частности приводит к улучшению экологии, дол госрочно обеспечивает транспорт и сельскохозяйственную технику топливом, а также снижает затраты предприятий на его приобретение следует считать, что расширение сети АГНКС является важной народно­хозяйственной задачей.

Процесс заправки транспорта модулем МСТ-БКУ-АГНКС-50 У1 осуществляется оператором вручную, а автоматика работает только для его защиты и безопасной эксплуатации.

Совершенствуя далее заправочную технику мы создали полностью автоматизированный модуль МСТ-БКУ- АГНКС-50 У1, включив в его комплектность и модуль оператора. Весь процесс заправки модулем осуществляется автоматически, а оператор только контролирует процесс, который отображается на экране монитора (рисунок 1).

Один из модулей МСТ-БКУ-АГНКС-100/30-200 У1, установленный в «Томсктрансгазе» показан на рисунке 2.

Модули первоначально были созданы нами для предприятий «Газпрома», т.е. объектов, где имеется потенциал давления природного газа в пределах 3,0 - 7,5 МПа. Для применения модулей на общегражданских заправках, необходимо было выполнить их модернизацию, в частности, внедрить коммерческий учёт отпускаемого газа, создать новый ряд модулей с целью повышения их производительности и расширить диапазон давления на входе, т.е. обеспечить возможность подключения модуля не только к магистральному трубопроводу, но и к городским газовым сетям с потенциалом давления 0,3 - 1,2 МПа.

В настоящее время разработана конструкторская документация и подготовлено серийное производство широкого ряда модулей.

Конструктивно МСТ-БКУ-АГНКС выполнены из двух модулей, один из которых является рабочим, а второй предназначен для оператора.

Рабочий модуль включает в себя компрессорную установку, системы очистки и осушки газа, трубопроводы, комплект датчиков, приприборов, арматуры и является изделием полной заводской готовности. К модулю могут быть подсоединены один или два заправочных поста, один из которых предназначен для заправки транспорта давлением 20,0 МПа, а второй для заправки передвижных автогазозаправщиков (ПАГЗ) давлением 25,0 МПа (рисунок 3).

Модуль оператора представляет собой мобильное утепленное помещение, в котором расположены силовой щит, системы автоматики и коммерческого учета газа и др. и является так же изделием полной заводской готовности. Как рабочий модуль, так и модуль оператора не требуют специального фундамента.

Модули для работы от городских сетей с давлением 0,3 - 1,2 МПа комплектуются двухкаскадной компрессорной установкой, в которой компрессор первого каскада сжимает газ до 4,0 - 7,0 МПа, а компрессор второго каскада дожимает его до 20,0 - 25,0 МПа (рисунок 4).

Компрессоры всех типов модулей и газоохладители принудительно охлаждаются воздухом. Дополнительно по требованию заказчика модули могут комплектоваться аккумулятором газа. В этом случае возможна одновременная заправка до 4-х транспортных средств. Как показал опыт эксплуатации модулей, применяемая в них прямая заправка транспорта (без аккумулятора), особенно при потенциале давления в трубе или после первого каскада равного 5,0 МПа и выше является наиболее экономичной, т.к. не имеет дополнительных потерь энергии при сжатии газа до давления равного давлению в аккумуляторе и дросселировании его при заправке транспорта.

Все рабочие модули не отапливаемые и не имеют принудительной вентиляции, т.к. закрыты просечными панелями, которые позволяют не иметь этих систем.

Для эксплуатации модуля в холодном климате он дополнительно комплектуется тепловой пушкой, подогретый воздух из которой по теплоизолированному воздуховоду подается под картер компрессора.

Учитывая, что автотранспортная техника оснащенная газобаллонным оборудованием (ГБО) требует периодических осмотров и ремонтов, в соответствии с регламентом по их обслуживанию и ремонту необходимо всю систему освободить от метана и продуть инертным газом, нами был разработан и поставлен Заказчику модуль (ПВиАГ) «Пункт выпуска и аккумулирования газа»

(рисунок 10). Основное назначение данного изделия это освобождение газобаллонной системы транспорта от метана, его складирование в аккумуляторе и продувка системы азотом (рисунок 6), а после ремонта транспорта его заправка.

В основе ПВиАГ находится разработанный нами и хорошо зарекомендовавший себя на протяжении многих лет эксплуатации компрессор (рисунок 5). Трубная обвязка и арматура заимствованы у МСТ-БКУ-АГНКС. Хранение газа осуществляется в блоке аккумулирования газа, состоящего из 2 секций. Первая секция, состоящая из 8 баллонов объемом 99 л. каждый задействуется при выпуске газа из автомобиля. После опорожнения газовой системы газ из первой секции перекачивается во вторую, состоящую из 4-х баллонов, и сжимается до давления 25,0 МПа. Существует возможность перекачивать газ из автомобиля сразу во 2 секцию, что уменьшает время опорожнения и экономит электроэнергию.

В настоящее время МСТ-БКУ-АГНКС-50 У1 эксплуатируется на территории Краснотурьинской автоколонны Югорского УТТиСТ Свердловская обл.

В процессе работы с Заказчиком и мы, как правило, стараемся учитывать все их требования и создаем модификацию изделия, предназначенного работать в конкретных условиях требуемых Заказчику.

Так по договору с ПАО «Газпром» нами разработаны, изготовлены и поставлены на газопровод Северного потока шесть заправочных модулей на 50 заправок в сутки (рисунок 8), которые установлены на территории Ленинградской и Вологодской областей. Эти модули в настоящее время монтируются на объектах и в ближайшее время там будут проводиться пуско-наладочные работы с привлечением наших специалистов

Особенностью поставленных на эти объекты модулей является то, что они, учитывая высокое давление в трубе (8,0 - 10,0 МПа), укомплектованы одноступенчатым компрессором 2ГУ2.

Одним из интересных направлений нашей работы является модернизация ранее поставленных нами модулей. В частности в настоящее время по договору с ООО «Волготрансгаз» выполнены проектные работы для модернизации 4-х ранее поставленных модулей МСТ-БКУ- АГНКС-50-2-У1, а для 2-х из них уже изготовлены и поставлены узлы необходимых для модернизации.

Модернизация модулей заключалась в дооборудовании их аккумулятором газа УГБ-01-2400-24,5-2 СНМ состоящего из 24-х баллонов по 99 л. каждый с вертикальным их расположением и разделенных на 2-а блока БАГ1 (16 баллонов) и БАГ2 (8 баллонов); блоком арматуры, в конструкцию которого входят, в том числе и три газовых баллона 40 150У ГОСТ 949-73, а также переработке системы автоматизации, позволяющей работать модулю по новому алгоритму.

В модернизированном модуле предусмотрено два режима работы:

режим 1 - заправка ТС из аккумулятора с возможностью, при необходимости, дозаправки ТС непосредственно компрессором;

режим 2 - перекачка газа из ТС в аккумулятор и продувке системы азотом.

Второй режим предназначен для подготовки ТС к профилактическим или ремонтным работам.

Все операции по заправке транспорта его освобождения от метана и продувки азотом выполняются в автоматическом режиме.

В ближайшее время модернизированные модули будут приняты в эксплуатацию.